От первокурсников к выпускникам: как меняется отношение студентов к ИИ в процессе обучения
90% первокурсников активно используют ИИ-сервисы в своей учебной деятельности, несмотря на то, что эти технологии стали доступны относительно недавно — от года до двух. Однако к выпускному курсу этот показатель снижается до 59%. Такие данные были получены в результате опроса, проведенного среди 450 студентов различных уровней обучения Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Опрос МГПУ дает представление о динамике отношения студентов к использованию ИИ в обучении на различных этапах их академического пути, а также о наиболее востребованных функциях ИИ-сервисов среди студентов и преподавателей. Комментируя результаты опроса, ректор МГПУ Игорь Реморенко отметил: «Я думаю, что так же будет и с искусственным интеллектом, потому что его куда проще освоить, чем компьютер. Ну и да, всю жизнь надо чему-то учиться. Как учителя будут учить других, если сами не учатся?»
Ректор Московского городского подчеркнул, что речь не идет о полной замене человека в сфере образования: «Многое из того, что делает учитель можно автоматизировать (проверка тетрадей, составление тестовых заданий, натаскивание на какие-то алгоритмы и пр.), но это далеко не вся работа педагога. Высвободившееся от рутинных операций время можно потратить на творчество, общение, дискуссии и многое другое полезное».
Эта тенденция может быть связана с различными факторами, влияющими на восприятие и использование студентами новых технологий в процессе обучения. Одним из возможных объяснений является то, что первокурсники, будучи «цифровыми аборигенами», более открыты к внедрению инновационных инструментов в свою учебную рутину. Они выросли в эпоху стремительного развития технологий и воспринимают ИИ как естественную часть своей жизни. Кроме того, находясь в начале своего академического пути, они могут быть более склонны экспериментировать с новыми методами обучения и выполнения заданий.
С другой стороны, по мере приближения к выпуску студенты старших курсов могут становиться более избирательными в использовании ИИ-сервисов. Возможно, накопленный опыт и знания позволяют им критически оценивать эффективность и целесообразность применения ИИ в конкретных учебных ситуациях. Кроме того, на старших курсах студенты часто сталкиваются с более сложными и специфическими задачами, требующими углубленных знаний и навыков, которые ИИ-сервисы пока не всегда способны обеспечить.
Среди преподавателей, которые начали использовать ИИ-сервисы относительно недавно, разница в использовании ИИ в зависимости от педагогического стажа не столь значительна: 42,9% преподавателей со стажем 1-3 года и 41,5% со стажем более 20 лет прибегают к помощи ИИ-сервисов в своей работе. Это может свидетельствовать о том, что внедрение ИИ в образовательный процесс зависит не от возраста и опыта преподавателей, а от их понимания и готовности осваивать и применять новые технологии.
Опрос выявил наиболее востребованные функции ИИ-сервисов среди студентов и преподавателей. Генерация текстов является самой популярной функцией как среди студентов (91,6%), так и среди преподавателей (80,6%). За ней следуют поиск информации и ответов на фактологические вопросы (78,3% среди студентов и 71,8% среди преподавателей), генерация идей и решений для учебных задач (65,2% среди студентов и 54,8% среди преподавателей), перевод текстов на другие языки (43,8% среди студентов и 63,7% среди преподавателей) и создание изображений, видео и звука (44% среди студентов и 58,1% среди преподавателей).
Результаты опроса также показывают, что и студенты, и преподаватели признают несовершенство текущих ИИ-сервисов и необходимость их доработки (около 80% в обеих группах). Несмотря на растущую популярность отечественных разработок, таких как YandexGPT и GigaChat, зарубежный сервис ChatGPT остается наиболее востребованным среди студентов (53,3%) и преподавателей (48%).
Полученные данные могут стать основой для дальнейших исследований и дискуссий о роли ИИ в высшем образовании, а также для разработки стратегий по эффективной интеграции этих технологий в учебный процесс с учетом меняющихся потребностей и ожиданий студентов и преподавателей.
Источник: robogeek.ru